Концерты Государственного академического ордена Дружбы народов и ордена Русской православной церкви — Святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени Кубанского казачьего хора — это события, выходящие за рамки нашего суетного помрачённого мира, обращённые к памяти о подвигах, о русских хоровых коллективах, история которых озарена силою духа, скрещена со славой русского оружия.
Был год 1942-й. Ещё продолжалось самое кровопролитное сражение Великой Отечественной войны — битва за Сталинград, когда хормейстер Александр Свешников приступил к созданию Государственного хора русской песни из демобилизованных или отозванных с фронтов бойцов; через два года открыл в Москве Хоровое училище для мальчиков, в сущности, возродил дореволюционную Певческую капеллу, история которой и вовсе переносит в холодную седину веков.
Дело в том, что в основе петербургской Певческой капеллы — старейший русский хоровой коллектив, созданный в Москве ещё царём Иваном III в 1479 году. В 1701-м царь Пётр, не любивший итальянской и французской музыки, особенно выделял басы Хора государевых певчих дьяков. В дальнейшем хор был переведён из Первопрестольной в Петербург и после присвоения государю титула "Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского" в октябре 1721-го в Троицкой церкви исполнил торжественную песнь "Тебе Бога хвалим". Грандиозные торжества охватили тогда Петербург по случаю заключения Ништадтского мира — завершающей точки в победоносной для России Северной войне.
В июне 2022 года на встрече с молодыми предпринимателями на ВДНХ Владимир Путин сравнил специальную военную операцию, которую Россия ведёт на Украине, с событиями времён Северной войны, напомнил, что Пётр в ходе Северной войны ничего не отторгал у соседней страны, а возвращал. "Вот и на долю России, — цитировали президента информагентства, — выпало сегодня возвращать и укреплять".
И ещё об истории. Уже Кубанского казачьего хора, своего рода исторического памятника, в летописи которого — события двух веков в формах музыкальной и певческой культуры.
Первые годы XIX века. Константин Гречинский — регент Воскресенского собора Екатеринодара (сегодняшнего Краснодара) собирает по просьбе духовного просветителя Кубани протоиерея Кирилла Россинского талантливых и голосистых казаков. Со временем служба в хоре стала приравниваться к войсковой, певчие перешли на полное войсковое обеспечение, стали получать очередные войсковые чины и награды. И уже 14 (по новому стилю) октября 1811 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, певчие Воскресенского собора впервые представлены как официально утверждённый и поставленный на довольствие Черноморского казачьего войска коллектив. В 1861-м коллектив переименован в Кубанский войсковой певческий хор. Помимо участия в церковных службах, хор стал давать и светские концерты по всему югу России, исполняя наряду с духовными народные песни и классические произведения. Так была заложена основа профессиональной музыкальной культуры на Кубани.
Кубанский казачий хор — официальный преемник Кубанского войскового певческого хора. Пожалуй, и не назвать уже сегодня профессиональный коллектив народного творчества, который столь глубоко и столь органично был бы укоренён в прошлом Государства Российского, столь ревностно сохранял бы свои предания и традиции. "Кубанский казачий хор соединяет в себе, — цитирую его руководителя Виктора Захарченко, — царскую эпоху, советскую и постсоветскую. Всё то, что испытали Россия и Русская православная церковь, испытал и Кубанский казачий хор.
Наш святой долг, — продолжает Виктор Захарченко, — быть верными делу наших предков, утверждать веру православную". Кубанский казачий хор — единственный государственный коллектив, чьё многоголосное пение звучит и с клироса.
"Православие опаснее исламского фундаментализма и представляет главную угрозу западной цивилизации в том числе и потому, что пытается регламентировать семейные отношения и враждебно геям и трансгендерам", — из заявления главы МИД Швеции Карла Бильдта. Есть ли вопросы, почему Кубанский казачий хор называют ещё духовным оружием России?
А в России снова холода.
А в Россию ломится беда.
А в России снова гололёд.
Никто, кроме нас, никто, кроме нас
Никто, кроме нас, никто, кроме нас,
Россию не поймёт.
Никто, кроме нас, никто, кроме нас,
Россию не спасёт.
Песня донского казака из станицы Вешенской Алексея Мелихова впервые прозвучала в 1992 году в Омске, на I Всероссийском фестивале русской культуры "Душа России".
Строка из песни "Никто, кроме нас, Россию не спасёт" вынесена в название концерта, с которым Кубанский казачий хор на днях выступил в Кремлёвском дворце.
Программа концерта, будь то симфонического оркестра или хорового коллектива, — это всегда зеркальное отражение личностных исканий руководителя и творческих возможностей коллектива. В случае Кубанского казачьего хора возможности почти безграничны. Хор изначально предназначен для охвата широких степей, его щемящий или насыщенный бархатными тембрами громоподобный голос необычайно ласкает слух, его стихийность, укрощённая в монолит, не может не поражать. Певческая, бытовая культура русских, украинцев и кавказских народов, героика и драма казаков — дыхание Кубанского казачьего хора.
Гимн защиты Отечества, написанный Александром Александровым в первые дни Великой Отечественной войны, — песня "Вставай, страна огромная!" — открыла концерт, на сцене — артисты оркестра, Кубанского казачьего хора в эффектных народных костюмах. Продолжили концерт песни на стихи Пушкина ("Песнь о вещем Олеге" известна как песня воинов Святогорского монастыря), Лермонтова и Блока, Цветаевой и Гиппиус, Рубцова и Есенина, иеромонаха Романа, ко многим из которых музыку написал Виктор Захарченко.
Классика жанра, вне всяких сомнений, — казачий фольклор, эта кладовая уникальнейших, каких нет в целом мире, песен. И она была представлена тоже. По просьбам публики и под взрывы её эмоций Кубанский казачий хор во всей своей дерзкой красе раскрывал "батальные полотна": звучали "Когда мы были на войне", "Распрягайте, хлопцы, коней", лирический романс "Не для меня"… Тревожные новости, что поступали с фронтов Донбасса, обостряли восприятие. Зал Кремлёвского дворца, рассчитанный на шесть тысяч мест, вздрогнул от боевого свиста — и… началось: "Маруся, раз, два, три, калина". Гвоздём программы на этот раз оказалась "Смуглянка". Аплодисменты так долго не стихали, что хор повторил песню на бис (солист — Александр Дедов).
Так концерт Кубанского казачьего хора выливался в мощное духовно-патриотическое действо. В минутных перерывах между песнями руководитель хора и его пламенный трибун обращался в зал, пытался донести до каждого из присутствующих историю песни, подчёркивал, что для казаков поддержка патриотическими песнями боевого духа военнослужащих всегда была и остаётся святой обязанностью, отмечал, что в зале собрались люди разных вероисповеданий, социальных статусов, возрастов, и главная задача хора — "объединить народ, научить людей "любить ближнего как самого себя". Поделился Виктор Захарченко также своими удивлением и восторгом: каждый казак знает о вековых конфликтах с соседями — горскими народами… И разве это не Божий промысел, что чеченцы, прошедшие через войну за самостийную Ичкерию, сегодня — наши братья! Бок о бок с русскими на передовой. И у нас один общий враг — сатанинский Запад. Специально для бойцов батальонов "Ахмат" хор приготовил сюрприз — грянула "Песня Шамиля"!
"Прощание Славянки" Василия Агапкина, этот музыкальный символ беззаветного служения России, обагрённый кровью, песня-камертон, настраивающая на высокие деяния, завершила концерт. Весь зал встал. Последовали овации, восклицания: "Спасибо!"
Гастроли Кубанского казачьего хора в Москве пролетели кометой. Не было времени для встречи с Виктором Захарченко, записи интервью. Но вопросы остались. С ними я и обратилась к Виктору Захарченко в коротком разговоре по телефону.
"ЗАВТРА". Виктор Гаврилович, ход специальной военной операции России на Украине актуализировал тему "российской творческой интеллигенции", значительная часть которой уже покинула страну. Что вы думаете об этом?
Виктор ЗАХАРЧЕНКО. А я почти и не встречался с представителями "творческой интеллигенции", которые бы защищали государство. Кроме очень малого числа известных людей, патриотов старой закалки, в том числе моего учителя — музыкального этнографа и музыковеда Евгения Владимировича Гиппиуса — затрудняюсь, кого и назвать сейчас. Это глубинные русские люди, действительно защитники государства, но — не "интеллигенты". Быть "интеллигентом" — это значит ненавидеть Россию, любить Запад. Вся наша пятая колонна, они все — "интеллигенты".
"ЗАВТРА". Мнение формируют средства массовой информации. Валентина Распутина как будто бы вообще уже не вспоминают.
Виктор ЗАХАРЧЕНКО. А вы назовите мне, скажем, журналы или газеты патриотические. Где они? Если и есть газета, так это ваша газета "Завтра".
У меня есть песня, я её отношу и к судьбе нашего хора, называется "Набат". Там есть слова: "Вставай, народ наш православный, / За друга — друг, / За брата — брат…" И последний куплет: "Так громко колокол звонил, / От звона сотрясались крыши. / Но к звонарю никто не вышел / Со всей большой глухой Руси".
"ЗАВТРА". Вы хотите сказать, что голос Кубанского казачьего хора — не слышат?
Виктор ЗАХАРЧЕНКО. Организация каждого нашего концерта, каждого выступления сталкивается с неисчислимыми препятствиями. Востребованы развлечения, весёленькое нам давайте!
"ЗАВТРА". Вы имеете в виду поток музыкальных шоу, не сходящих с экранов телевизора на фоне практически войны России с НАТО? Не обесценивается ли с ними само слово — патриотизм?
Виктор ЗАХАРЧЕНКО. Происходит подмена понятий. Ждите, ещё появятся патриотические по названию различные коллективы, мероприятия. Будет их великое-превеликое множество. В их руках будут сосредоточены миллиарды. Только сегодня они будут учить Родину любить, а завтра скажут: "Патриотизм — прибежище негодяя". Переобуваться они хорошо умеют.
…Можно соглашаться или не соглашаться с мнением Виктора Захарченко, с его эстетической, нравственной позицией. Только он, бессменный с 1974 года руководитель Кубанского казачьего хора, народный артист России и Украины, человек выдающегося дарования, неукротимой воли и страстно преданный своему делу — легенда. Герой Труда России, дважды Герой труда Кубани, он вошёл в историю великой русской культуры и в её пантеоне занимает исключительное место.
Материал подготовила Марина Алексинская